Утром 20 января 2020 года произошло событие, которое жители Порт-Ройал — бывшая столица пиратов в Карибском море- не надеялись когда-либо увидеть.
Впервые за 40 лет круизный лайнер зашел в исторический порт Порт-Ройал в Кингстоне, столице островного государства.
Спущенный в море инновационный плавучий пирс приветствует 2000 улыбающихся гостей острова. Огромный корабль Marella Discovery 2 затмевает все вокруг, когда причаливает.
Это момент гордости для жителей Кингстона — о чем говорили давно, но еще не реализовывалось раньше. Основная причина — политические склоки и неразвитость Порт-Ройал.
Прибытие туристского лайнера также знаменует собой новую яркую главу в богатой событиями истории Порт-Ройал, хорошо знакомого ямайцам, но редко обсуждаемого за пределами страны.
Сегодня Порт-Ройал — относительно тихая рыбацкая деревня в конце 29-километрового пляжа вдоль Кингстона. В конце 17 века его репутация выглядела настолько зловещей, что его считали «самым пиратским городом на Земле».
Ямайку, которая контролировалась испанцами свыше 150 лет из-за своего стратегического положения, захватили британские войска в 1655 году. За короткий срок стала прибыльным активом. У англичан было недостаточно людей, а значит, для защиты острова тогдашнему губернатору Эдварду О’Дойлу пришлось полагаться на пиратов.
Данный факт, наряду с доходами от торговли рабами, сахаром и древесиной, сделало Порт-Ройал убежищем для алкоголя, денег и секса. Известный тем, что в четверти построек располагались бары или бордели, город быстро разбогател. О неутолимой жажде пиратов к процветанию и распутству начали распространяться легенды.
Столица пиратов привлекала известные имена, пересекавшие в то время моря. Капитан Генри Морган, напал и разграбил плохо защищенные испанские порты в регионе (сам Морган вел жестокие грабежи в Панама-Сити и Маракайбо). Затем моментально потратил добычу и вскоре скончался.
«Эти пираты могли вытворять все, что хотели, потому что их считали защитниками Ямайки. Властям ничего не оставалось, как оставить их в покое «, — сказал Би-би-си краевед Питер Гарден.
«Представьте себе город с большим количеством золота и людей с сомнительной репутацией, обладающих неограниченной свободой, способных на темные дела. Бордели, бары, церкви были ровными. Можете себе представить атмосферу Карибского порта! ».
Но утром 7 июня 1692 года эта атмосфера и сам Порт-Ройал изменились навсегда. Две тысячи человек погибли в результате сильного землетрясения, разрушившего большую часть столицы пиратов. После катастрофы Порт-Ройал уже никогда не будет прежним.
«Землетрясение уничтожило территорию порта площадью около 52 акров», — сказал Селвениос Уолтерс, технический директор, отвечающий за археологию Фонда национального наследия Ямайки.
«Почти две трети столицы пиратов разрушилось и затонуло в Кингстонской гавани Карибского моря. Землетрясение разрушило здания, сотни людей погибли под падающими стенами. Примерно половина населения не спаслась».
Незнание истории Порт-Ройал за пределами Ямайки удивительно, учитывая его мрачный характер. Однако нетронутое состояние подводных руин бывшей столицы пиратов делает данное место поистине замечательным.
Лишь в нескольких метрах ниже поверхности воды находится среда, лишенная кислорода, а затонувшие руины — пожизненная капсула портового колониального города 17-го века.
«Входит в список наиболее хорошо сохранившихся подземных сооружений в этом полушарии Земли», — сказал Уолтерс. «Наверное, единственное в своем роде на данных территориях мира. Поэтому очень важно не только для Ямайки, но и для всего мира сохранить подобное культурное наследие».
«Помпеи Карибского моря» в настоящее время находится в процессе превращения в объект всемирного наследия ЮНЕСКО. Признание будет приветствоваться в этой части мира, где не так распространены подобные исторические достопримечательности.
Есть ли смешанные чувства к Порт-Ройал в 2020 году из-за скандальной истории столицы пиратов и его связи с работорговлей?
«Жители Порт-Ройал всегда гордились своим прошлым», — объясняет Гордон. «Значительная часть населения Ямайки — порабощенные африканцы. Обучались, чтобы стать опытными торговцами, и лучшие среди них встречались здесь, в Порт-Ройал.
Нам удается выбраться из рабства и создать лучших мастеров, живущих в островной стране. Здесь находилось полно таких людей, и, как потомки техно, мы гордимся своими достижениями».
«Просматривается продвижение вперед, «взросление» Ямайки», — сказала Хизер Пиннок, менеджер правительственного агентства Urban Development Corporation, наблюдающего за восстановлением региона. — «Все узнают историю Порт-Ройал. Я думаю, каждый ребенок на Ямайке совершает посещение исторического места, похожее на ритуал».
«Уважение к прошлому и видение будущего» — девиз веб-сайта проекта Port Royal 2020. Хотя прибытие круизного лайнера — важный момент, предстоит еще достаточно работы для преобразования города в мировую достопримечательность, к чему стремится проект.
Сегодняшний Порт-Ройал с малым количеством тихих жилых улочек и несколькими барами далек от своего декадентского прошлого. Оранжевые стены и выступающие пушки форта Чарльз колониальной эпохи по-прежнему привлекательны. А очаровательный Дом Гидди, пережиток землетрясения в Кингстоне 1907 года, стоявший под углом 45 градусов, входит в перечень самых странных достопримечательностей на Карибах.
В городе пока нет инфраструктуры. Её необходимо развивать для возможности справиться с увеличивающимся количеством посетителей, которые обещают привезти туристские корабли.
Для дайвинга и пристального, скрупулёзного осмотра затонувших руин требуется специальное разрешение властей Ямайки. Вариант желающим удается осуществить. Но задача состоит в следующем: нужно создать подлинный аттракцион, возрождающий историю столицы пиратов.
«Устойчивое будущее Порт-Ройал – грандиозная работа, и это касается не только затонувшей столицы пиратов. У нас есть история, но мы уважаем биоразнообразие и действительно смотрим вперед», — объясняет руководитель проекта.
В Порт-Ройал, где обитают хрупкие коралловые рифы и находящиеся под угрозой исчезновения морские виды, цели устойчивого развития включают сокращение загрязнения морской среды, прекращение субсидий, способствующих перелову рыбы, снижение окисления океана. Эти амбициозные цели должны быть достигнуты к 2030 году.
COVID-19 означал, что первая половина 2020 года отметится меньшим количеством посетителей, но восстановление продолжается. А с обещанием туристических кораблей на горизонте в 2021 году и ожиданием того, что подавляющее большинство туристов узнают о его истории, у Порт-Ройал есть возможность действительно появиться на карте. Возможность, которую ждали очень давно.