Мы все любим хорошие загадки, а что может быть лучше поиска сокровищ? Это привело многих историков к одержимости поисками потерянных кораблекрушений. Некоторые из них делают это в надежде найти потерянные испанские галеоны, полные золота, а другие просто потому, что им нравится искать.
Бесчисленное количество кораблей, в том числе военных, пиратских и торговых судов, было потеряно под волнами на протяжении веков. Поиск их занимает много времени и стоит дорого, а вернуть их на поверхность тем более. Вот некоторые из самых известных (и ценных) кораблекрушений, все еще потерянных в море, собранные Ancient-Origins.
«Санта Мария» — флагманский корабль Колумба
«Санта-Мария», пожалуй, самый известный в этом списке. Когда Христофор Колумб впервые отправился в свое знаменитое первое путешествие в Америку 3 августа 1492 года, он взял с собой три корабля: «Нинья», «Пинта» и «Санта-Мария».
«Санта-Мария» была флагманом Колумба, но ненадолго. В канун Рождества 1492 года рулевой передал управление неопытному юнге, пока тот отдыхал. Неудивительно, что юнга не знал, что делает, и сразу же врезался в ближайший коралловый риф недалеко от современного Гаити.
К счастью, с помощью местных аборигенов члены экипажа смогли быстро освободить трюм от груза и провизии. На следующий день судно затонуло и, как полагают, был погребен под илом.
HMS Endeavour — Печальная судьба корабля Кука
Возможно, то, что «Санта-Мария» затонула, было и к лучшему, так как спасло от печальной участи «Индевор». Это был корабль известного британского исследователя капитана Джеймса Кука во время его первого открытия.
С 1768 по 1771 год Кук использовал его HMS Endeavour для исследования Тихого океана. Это был первый лайнер, совершивший кругосветное плавание вокруг Новой Зеландии, и первый именно европейский, достигший восточного побережья Австралии.
К сожалению, через несколько лет после первого плавания Кука и его возвращения домой «Индевор» был продан. Он попал в руки частного покупателя, которого не интересовало наследие «морской машины», и он переименовал его в Lord Sandwich (чуть менее впечатляюще звучит). Затем, во время американской революции, был зафрахтован британским Королевским флотом, который использовал его для перевозки войск в Новую Англию. Это становится гибелью корабля. В 1778 году, стоя на якоре в гавани Ньюпорта на Род-Айленде, «Индевор» и двенадцать других кораблей были принесены в жертву, чтобы сформировать блокаду против наступающего французского флота.
Они добились определенного успеха и в начале 2022 года заявили, что нашли корабль. Однако многие эксперты считают, что их заявление преждевременно, и необходимо провести дополнительные исследования, чтобы доказать, что то, что они нашли, не является одним из одиннадцати других кораблей, затонувших в тот день.
Bonhomme Richard: старый фрегат, которому не повезло
Не все затерянные кораблекрушения — дело рук исследователей. Для боевых кораблей потери в море — обычное дело. Возьмем, к примеру, Bonhomme Richard, стареющий фрегат, подаренный континентальному флоту французами во время американской революции.
Под командованием капитана Джона Пола Джонса, Bonhomme Richard отправился в плавание в 1779 году и вскоре доказал, что его возраст не означает, что он по-прежнему не является грозным. Всего за несколько недель ему удалось захватить шестнадцать британских кораблей. Затем, 23 сентября того же года, он столкнулся лицом к лицу с HMS Serapis недалеко от северо-восточного побережья Англии.
Это жестокое морское сражение, которое начинается с того, что дерзкий англичанин говорит Джонсу сдаться, поскольку у его стареющего корабля нет шансов против одного из лучших в английском флоте. Британцы оказались неправы, и Джонсу и его людям удалось захватить HMS Serapis. К сожалению, это дорого обошлось.
Во время боя Bonhomme Richard загорелся и получил несколько смертельных попаданий ниже ватерлинии. Джонс и его команда проводят 36 часов, пытаясь спасти свой отважный корабль, но в конце концов им приходится позволить ему затонуть в ледяных водах Северного моря.
Флор-де-ла-Мар: затонувшее сокровище
Предыдущие корабли в этом списке пользуются большим спросом из-за их исторической значимости. Однако очень часто у подводников есть совсем другая причина поиска этих затонувших «глыб»: финансовая выгода.
Считается, что когда он затонул, трюм Флор-де-ла-Мар был полон алмазов, золота и других несметных богатств. В 1511 году корабль был призван помочь Португалии завоевать Малакку. 400-тонное судно имело успешную девятилетнюю карьеру, но лучшие годы остались позади. На тот момент у него была репутация дырявого, постоянно нуждающегося в ремонте.
После успешного захвата Малакки она была загружена ценностями и отплыла обратно в Португалию, несмотря на то, что официально была объявлена опасной. Он никогда не доберется туда. 20 ноября 1511 года где-то у Малаккского пролива он попал в сильный шторм и затонул. Часть экипажа выживает, но многие тонут.
Различные спасательные компании и исследователи искали это потерянное сокровище, в первую очередь охотник за сокровищами Роберт Маркс, который на данный момент потратил 20 миллионов долларов на поиски Флор-де-ла-Мар. До сих пор он не получил свои деньги обратно.
Королевский купец: состояние, потерянное у побережья Корнуолла
Не только испанцы и португальцы имели неприятную привычку терять в море корабли с сокровищами. Англичане тоже много теряют.
Самым болезненным из них, вероятно, является Merchant Royal, затонувший в 1641 году. Это был торговый корабль, перевозивший золото и серебро, которые, если бы их нашли сегодня, стоили бы десятки или даже сотни миллионов долларов.
Самая болезненная часть потери Merchant Royal — это то, где он затонул. Не во враждебных водах и не в далеких землях, а очень близко к Лендс-Энду в Корнуолле лайнер возвращался в Лондон после успешного торгового рейса в Вест-Индию, когда произошла серьезная течь.
Судно уже значительно превышало рекомендованную нагрузку и находилось в плохом состоянии. Последней каплей стало наступление шторма, из-за которого его насосы вышли из строя. Всего этого было слишком много, и корабль затонул.
В 2007 году команда Odyssey Marine Exploration произвела фурор, когда обнаружила затонувший корабль, предположительно принадлежащий Merchant Royal. Однако монеты, извлеченные из затонувшего корабля, показали, что это был испанский фрегат. В 2019 году якорь Merchant Royal был найден, но местонахождение самого корабля остается загадкой.
Le Griffon
Не все корабли теряются в море. Le Griffon, или Griffin, как его называли, был французским кораблем, который работал в Великих озерах Америки в 1860-х годах.
Это было первое парусное судно, совершившее плавание по Великим озерам, и было трехмачтовым судном, построенным французским исследователем Рене-Робером Кавелье, си де ла Саль. Он использовал корабль во время ранней экспедиции к границе Северной Америки. Он плыл на нем вверх по реке Ниагара и использовал его для исследования частей озера Эри.
Последнее путешествие Ле Грифона было в сентябре 1679 года, когда он отплыл из Грин-Бей в озеро Мичиган. На борту небольшой экипаж из шести человек и груз шкур для продажи. Цель его путешествия — остров Макино, но он так и не достигает его.
Корабль часто называют «Святым Граалем затонувших кораблей Великих озер», и различные команды искали его на протяжении многих лет. В 2014 году было много волнений, когда два охотника за сокровищами заявили, что нашли, но, как ни странно, их находка оказалась кораблем с паровым двигателем 19 или 20 века.
USS Indianapolis: потоплен японцами
Самый молодой участник в нашем списке — USS Indianapolis, затонувший в 1945 году. Это был тяжелый крейсер класса Portland ВМС США. У него выдающаяся история.
Из 1195 членов экипажа около 900 пережили первоначальное кораблекрушение. К сожалению, они застряли в водах, кишащих акулами, и самолетам ВМФ потребовалось несколько дней, чтобы найти их. К моменту их спасения осталось всего 317 человек. Остальные были съедены акулами или умерли от отравления соленой водой, воздействия влаги или обезвоживания. Сегодня его помнят как крупнейшую американскую военно-морскую катастрофу Второй мировой войны, и корабль до сих пор не найден.
USS Cyclops: жертва Бермудского треугольника
Было бы некорректно завершить статью о потерянных кораблекрушениях, не упомянув хотя бы о Бермудском треугольнике. Наша последняя запись об одной из самых известных жертв этого загадочного места в Северной Атлантике.
USS Cyclops был быстро введен в эксплуатацию, когда Соединенные Штаты вступили в Первую мировую войну, и был спущен на воду в мае 1910 года. Первоначально он служил на восточном побережье США, а в январе 1918 года был переведен в Службу морских перевозок ВМС.
Во-первых, считается, что USS Cyclops был перегружен, когда затонул, так как на борту находилось 11 000 тонн марганца, а также 306 членов экипажа. В сочетании с тем фактом, что в то время, когда лайнер затонул, в этом районе был шторм, а у этого класса кораблей были проблемы со структурой, это кажется наиболее вероятным объяснением.
Другая теория состоит в том, что, поскольку это произошло ближе к концу войны, корабль мог быть потоплен немецкой подводной лодкой. Третья теория состоит в том, что капитан был пьян за штурвалом и каким-то образом разбил его. Пока исследователи не найдут место последнего упокоения Циклопа, мы не узнаем.