Когда пилоты летают на самолете, конечно, они разговаривают друг с другом, и не только о вещах, непосредственно связанных с полетом.
Однако при взлете и посадке или на определенной высоте в кабине становится тихо.
Так было не всегда. Но после трагического случая им запретили говорить на нелетные темы.
11 сентября 1974 года самолет авиакомпании Eastern Air Lines вылетел из Чарльстона, Южная Каролина, в Чикаго и приземлился в Шарлотте, Северная Каролина. Но никогда не достигает цели. Он разбился, и 72 из 78 пассажиров рейса 212 погибли.
Национальный совет по безопасности на транспорте США утверждает, что авария произошла из-за неправильного поведения пилота. На заход на посадку они обратили мало внимания, потому что были погружены в разговор о политике и других вопросах. В результате этого инцидента было принято правило «тихой кабины» или «правило стерильной кабины».
Это означает, что ни один член экипажа не может заниматься побочными действиями на критическом этапе полета. Такие действия, как «прием пищи, неприемлемые разговоры в кабине и между кабиной и бортпроводниками или чтение публикаций, не связанных с надлежащим выполнением полета», прямо перечислены FAA, и их следует избегать.
Критическими этапами полета являются так называемые руление (взлет), взлет, посадка и выполнение полетов ниже 3000 метров. Разрешены только те виды связи, которые важны для безопасности воздушного судна.
Аналогичные правила есть и в Европе
Хотя регламент FAA распространяется только на США, аналогичный регламент действует и в Европе — EU-OPS 1.085. В нем говорится: «Командир может разрешить членам экипажа не выполнять действия во время взлета, начального набора высоты, окончательного захода на посадку и посадки, если это не необходимо для безопасной эксплуатации воздушного судна».
Само собой разумеется, что при полете менее 3000 м не должно быть посторонних разговоров и занятий, которые могут отвлекать от управления самолетом. Инцидент 1974 года не рассматривался напрямую при обучении пилотов, но есть и другие катастрофы, которые являются частью программы обучения.
Авиационная отрасль учится на своих ошибках, а новые процессы и системы делают полеты более безопасными. Чтобы предотвратить повторяющиеся ошибки, подобные тем, что были в 1974 году, каждые шесть месяцев выполняются имитационные полеты, в течение которых, среди прочего, проводятся тренировки в условиях плохой видимости.
В каких случаях экипажу разрешается нарушать Правило стерильной кабины
Иногда экипажу приходится сообщать пилотам о потенциальной опасности в кабине. Japan Airlines указывает как таковые на пожар, задымление, необычный шум, вибрацию или особые ситуации, при которых члены экипажа могут связаться с пилотом, даже если машина находится в режиме взлета или посадки.